Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В настоящее время в педагогике обучения и воспитания существует множество различных методов и приемов, но такие методы, как поощрение и наказание, в основном популярны. Каждый, кто имеет дело с детьми, знает, что эти методы помогают развить дисциплину у детей, а также ответственность за их деятельность. Многие педагоги, воспитатели, родители часто или неправильно их используют, или недостаточно продуманы. В результате ожидаются только два результата: в лучшем случае это не педагогически эффективно, а в худшем случае это может привести к неисправимой ошибке, за которую иногда ребенок может заплатить за всю свою жизнь.
Проблема, на наш взгляд, в настоящее время заключается в отсутствии педагогической теории понимания сущности поощрения и наказания как образовательного инструмента. Иногда наказания включают только подвергание жестокому насилию, оскорбление личного достоинства ребенка, а награды - только награды, подарки, бонусы. Иногда, наоборот, любое одобрение считается поощрением, любое осуждение объявляется наказанием. Естественно, наличие таких экстремальных и взаимоисключающих подходов в теории отрицательно сказывается на практике использования наград и наказаний. Поэтому актуальность данного исследования заключается в возросшей важности изучения и оценки возможностей использования поощрения и наказания в учебном процессе.
Дошкольный возраст − самый длительный и сложный этап раннего онтогенеза с точки зрения интеллектуального развития. Это также сложно как предмет психологического исследования. Дошкольный возраст имеет большое значение для физического, умственного и эмоционального развития ребенка. Он отчаянно нуждается в любви, ласке. У него пока нет конкретных обязанностей, он может заниматься всем, что ему нравится и интересно. Большую часть времени дошкольник проводит, играя в различные игры, слушая рассказы и сказки, а также увлекается рисованием, лепкой и строительством. Все это важные виды деятельности, благодаря которым происходит умственное развитие ребенка. Ролевая игра занимает важное место в жизни дошкольника.
В дошкольном детстве ребенок постепенно осваивает элементы новых для него видов деятельности − учебы и работы. Но в более поздние времена они окончательно обретают форму.
В дошкольном возрасте в развитии личности ребенка происходят существенные изменения. Он начинает более полно осознавать себя, свое положение среди других людей, свое отношение к ним, их отношение к себе. Узнай, что значит быть мальчиком или девочкой, «хорошим» или «плохим», начни понимать, что у него было прошлое и что у него будет будущее. Мотивы поведения постепенно образуют систему, в которой выделяются наиболее значимые и наименее значимые.
При правильном образовании у старших дошкольников развиваются более высокие социальные чувства − сочувствие, сопереживание, любовь не только к близким, но и к более широкому кругу людей. Дети стремятся доставить радость другим, добиться их признания, и для этого они преодолевают эгоистичные порывы. Возникает осознание поведения, развивается умение заранее ставить цели и достигать их − это ярко проявляется в детском рисовании и дизайне: от имитации готовых шаблонов дети переходят к созданию и последующему воплощению расширенных идей. Речь, которая служит ребенку только как средство общения с окружающими, начинает использоваться им для управления собственным поведением, для его планирования.
Цель: рассмотреть современные подходы к поощрениям и наказаниям детей дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить систему поощрений и наказаний в обучении: исторический экскурс;
- рассмотреть поощрения и наказания как методы воспитания;
- охарактеризовать систему поощрений и наказаний в дошкольной педагогике XXI века.
Работа включает: введение, три главы, заключение и список литературы.
1. Система поощрений и наказаний в воспитании:
исторический экскурс
В настоящее время поощрение и наказание как методы стимулирования человеческой деятельности являются не только самыми известными среди древних методов воспитания, но и самыми распространенными и широко используемыми в настоящее время.
Воспитание – это специально организованное взаимодействие педагога и детей, направленное на духовное развитие дошкольников, накопление социального опыта, формирование личностных качеств.
Воспитание связано с определенной регуляцией поведения в соответствии с интересами общества. Эта регуляция происходит через поощрение и наказание [14, с. 45].
Поощрение - это проявление положительной оценки поведения ребёнка.
Наказание - это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности [1, с. 43].
Поощрение - это стимулирование позитивных проявлений личности с помощью высокой оценки ее действий, генерации ощущений удовольствия и радости от сознания других людей, признающих усилия и усилия личности. Поощрение укрепляет позитивные навыки и привычки. Действие этого метода основано на стимулировании положительных эмоций. Именно поэтому это вселяет уверенность, создает приятное настроение для работы (даже трудного), повышает ответственность.
Наказание - это метод педагогического воздействия, который должен предотвращать нежелательные действия, замедлять их, останавливать негативные проявления человека с помощью негативной оценки его действий, вызывая чувство вины, стыда и покаяния. Содержание наказания в старой школе было переживание страдания. Даже такой известный учитель прошлого века, как Н.И. Пирогов, являясь попечителем Киевского района, в учебных заведениях выдвинул систему физических наказаний, в том числе порку, с целью «воспитания верховенства закона», за что подвергался деструктивной критике Н. А. Добролюбова.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Антонова С.Г. Поощрения и наказания в воспитании детей. - М.: Практика, 2018. - 553 с.
2. Бабанский Ю.К. Кнут или пряник? Поощрение и наказание как методы воспитания ребенка. - М.: Высшая школа, 2017. - 384 с.
3. Беспалько В.П. Поощрение и наказание в семье. - М.: Дашков и К°, 2018. - 172 с.
4. Бобиенко О.М. Методика воспитательного процесса. - М.: Академия, 2019. - 471с.
5. Джужук И.И. О мерах поощрения и наказаниях. - СПб.: Прогресс, 2019. - 280 с.
6. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1956. - 234 с.
7. Землянская Е.Н. О поощрении и наказании детей. - М.: Новое знание, 2019. - 304 с.
8. Зимняя И.А. Азбука воспитания. - СПб.: Феникс, 2018. - 217 с.
9. Иванова Н.В. Воспитание детей в семье. Поощрение - альтернатива наказанию?. - М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2018. - 345 с.
10. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Детерминирующее влияние поощрения и наказания на детско-родительские отношения. - М.: Весь Мир, 2019. - 188 с.
11. Макаренко А.С. Книга для родителей. - М.: Лениздат, 1981. - 374 с.
12. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Использование методов поощрения и наказания как методов стимулирования поведения и деятельности ребенка. - М.: Проспект, 2019. - 259с.
13. Пахомова Н.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. - М.: Эксмо, 2018. - 309 с.
14. Полат Е.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2018. - 677 с.
15. Полат Е.С. Бить или любить?. - М.: Проспект, 2019. - 336 с.
16. Поощрение и наказание в воспитании детей / Сост. Е.М. Пахомова. - М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2018.- 505 с.
17. Руссо, Ж.-Ж. Исповедь // Ж.-Ж. Руссо Избранные сочинения. // http://www.modernlib.ru/books/zhan-zhak_russo/ispoved/read/
18. Семенюк Э.П. О поощрении и наказании детей. - М.: Академия, 2019. - 471с.
19. Ушинский К. Д. Избранные сочинения в 2 томах / К.Д. Ушинский - М., 1952-1953.
20. Хуторской А.В. Поощрения и наказания в воспитании детей. - М.: Просвещение, 2018. - 382с.